Экскурсионная деятельность.
Экскурсии
являются одной из распространённых форм внешкольной работы с детьми,
занимающимися в туристско-краеведческих объединениях, и представляют важное
звено в учебном процессе: они существенно дополняют и расширяют знания об
окружающем мире, помогают глубже познать и изучить историю своей малой родины,
города Михайловска, всего Шпаковского района, а также Ставропольского края.
Экскурсии расширяют круг интересов, активизируют познавательную деятельность
учащихся, укрепляют связь обучения с жизнью.
Краеведческий
материал экскурсии дает не только новые знания, но и обладает большими
воспитательными возможностями. Экскурсии для учащихся туристско-краеведческих
объединений могут быть предметными или комплексными, обзорными или тематическими.
Очень интересны,
бывают экскурсии и походы выходного дня на природу (в лес, на озера, к реке, в
парки, заповедники), которые имеют не только познавательное и воспитательное
значение, но и дают возможность хорошо отдохнуть. Во время таких экскурсий
создаются большие возможности не только воспитывать у детей любовь к родной
природе, но и прививать им ответственность за её сохранность, бережное
отношение к животному и растительному миру, к другим природным богатствам.
Туристы и
краеведы в походах и на экскурсиях соблюдают основные туристские законы,
правила, традиции.
Рассматривая
экскурсию как форму организованного и культурного отдыха, следует отметить, что
это не просто приятное времяпровождение на лоне природы, на городской площади
или в музее. Это полезное занятие, требующее, как все активные виды отдыха,
определенной затраты физических и духовных сил. Для этого каждая экскурсия
педагогом организовывается таким образом, чтобы, сохранив высокую
познавательную эффективность предлагаемого материала, его эмоциональное
воздействие, в то же время не подвергать учащихся перегрузкам, соблюдать
рекомендации общей и социальной психологии.
Экскурсионными
объектами являются памятные места, уголки и объекты природы, экспозиции музеев,
картинных галерей, выставок. Памятными местами могут быть площади, улицы, даже
целые города, где проходили знаменательные события, созданы памятники и
мемориальные доски.
Отбор объектов
непосредственно связан с маршрутом экскурсии. Педагоги дополнительного
образования строят маршрут экскурсии, где есть путь следования именно так,
чтобы был порядок и последовательность осмотра объектов, который обеспечивает
логическую обоснованность и зрительную основу для раскрытия темы.
Сущность
краеведческой экскурсии заключается в том, что это – одна из форм
познания окружающего нас мира. Она состоит из двух важнейших элементов:
показа заранее подобранных зрительных объектов в природе, в окружающей
действительности или в помещении и рассказа о них, который выступает как
пояснение зрительного ряда. Если лишить экскурсию показа, то это уже будет
просто лекция или беседа. Лишенная рассказа экскурсия остается просто осмотром
достопримечательностей, эффективность влияния которого на сознание
экскурсантов бывает минимальной. Поэтому педагоги дополнительного образования
тщательно готовятся к проведению краеведческой экскурсии, со знанием дела
подбирают необходимый краеведческий материал, дополняя его интересным
историческим материалом.
На станции юных
туристов в течение всего учебного года педагогами дополнительного
образования туристско-краеведческих объединений проводятся различные экскурсии:
экскурсионные
походы выходного дня по окрестностям Шпаковского района,
экскурсии
в историко-краеведческий музей города Михайловска,
в школьные
музеи района,
в
историко-краеведческий музей имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве г.
Ставрополь,
в Ставропольский
музей изобразительного искусства,
в Ставропольский
ботанический сад,
а также
автобусные экскурсии по Ставропольскому краю:
по историческим
и культурным местам городов Пятигорска, Кисловодска, Железноводска, Ессентуков,
Минеральных вод,
село Казьминское
– термальные источники (оздоровительные поездки),
экскурсия на
Святой источник, в историко-краеведческий музей села Татарка, Татарское
городище.
Автобусные и
пешеходные экскурсии на гору Стрижамент.
Дальние
автобусные экскурсии в Карачаево-Черкессию - Архыз и Домбай, и в Адыгею -
Лаго-Наки.
С каждым годом
туризм в нашей стране приобретает все большее развитие. Самая массовая и
популярная форма организованного туризма - это путешествия по маршрутам,
разработанным туристскими учреждениями.
В летний период
станция юных туристов ежегодно, в июле вывозит обучающихся
туристско-краеведческих объединений в оздоровительный лагерь в поселок Архыз,
Карачаево-Черкессии. Архыз - центр древней культуры с богатыми этническими
традициями, с неповторимой природой. С ребятами занимаются туристы-инструкторы.
Одним из основных видов занятий в лагере для обучающихся на станции юных
туристов являются туристские походы. Для ребят активный отдых на этом не
заканчивается. Они участвуют в туристско-краеведческих конкурсах: «Удивительное
рядом», «Поиски кота Леопольда» - это игра с элементами ориентирования. Для
ребят проводится спартакиада, куда включены различные виды спортивных игр, это
пионербол, мини-футбол, волейбол. По итогам конкурсов и соревнований команды
награждаются призами и грамотами. Активный отдых в летнем лагере в Архызе
благотворно влияет на здоровье ребят.